Общество с ограниченной ответственностью Консультативно-реабилитационный центр «СТУПЕНЬКИ»
Поведение детей – всегда волнительный вопрос. При этом он может касаться не только отдельной семьи, но и общества, которое окружает малыша.
Поведение детей – всегда волнительный вопрос. При этом он может касаться не только отдельной семьи, но и общества, которое окружает малыша.

Чаще всего с поведением своего ребенка вполне удачно справляются родители, полагаясь на основы воспитания и личного примера. Но бывают такие поведенческие особенности, с которыми в одиночку работать очень сложно и неэффективно.

Современная медицина не оставляет родителей с подобными проблемами наедине. Существуют разработанные и проверенные методики, которые влияют на поведение ребенка в своей среде и обществе, корректируют поведенческие особенности.

Одним из самых эффективных направлений среди подобных методик является АВА-терапия. Ее еще называют поведенческой терапией, а также методом прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis – ABA).

Что представляет собой АВА-терапия

АВА-терапия одновременно является научной дисциплиной и обучающей программой. Она связывает между собой факторы окружающей среды и их влияние на поведение ребенка, а также изучает, как можно изменить поведение путем влияния на внешние факторы.

Впервые АВА-терапию для особенностей детского поведения использовал доктор Калифорнийского университета в 1963 г. Тогда Ивар Ловаас заложил основную идею метода: любое поведение влечет определенные последствия; если эти последствия ребенку нравятся, то малыш будет стремиться такое поведение повторить, и наоборот.

Предложенный подход подразумевает работу с базовыми умениями и сложными навыками, такими как речь ребенка, творческая игра, умение при разговоре смотреть в глаза собеседнику и другие. При этом сложные поведенческие блоки разбиваются на простые действия, которые разучиваются с ребенком отдельно. В последующем из простых действий цепочкой образуется сложное поведенческое умение.

В процессе обучения ребенка правильным действиям идет серьезное управление малышом и его деятельностью. Некорректные формы поведения сразу же пресекаются, а для достижения нужного действия применяются различные подсказки и мотивации. Когда выработанное до автоматизма правильное поведение безошибочно выполняется ребенком в 80 различных ситуациях из 100, то навык считается закрепленным.

Целевой задачей АВА-терапии является подготовка ребенка к социализации и самостоятельному освоению окружающего мира. Для этого в процессе обучающей программы, составленной индивидуально для конкретного ребенка, педагог разрабатывает четкую систему освоения навыков от простых до сложных.

АВА-методика предполагает, что инициатива и свобода действий ребенка ограничивается определенными действиями и выбором взрослого, который обучает малыша. Таким образом в ходе поведенческой терапии ребенок является ее ведомым участником.

Терапия АВА предполагает в своем составе не одну сотню различных обучающих программ, направленных на развитие моторики, речи, ориентацию в предметах и действиях с ними, имитацию, социализацию и др. Усложнение программ предусматривается постепенным и нарастающим с ориентацией на возраст ребенка.

Также обучающие программы делятся по возрастным категориям: для детей раннего возраста (от 1,5 до 3,5 лет), дошкольников, школьников, подростков, а также взрослых. Следует понимать, что чем младше обучающийся, тем эффективнее АВА-методика, так как у малышей поведенческие особенности имеют наименьшее закрепление, и их исправлять легче.

Для чего применяется АВА-терапия

АВА-терапия не ограничивается лишь применением в лечебных целях. К ней также прибегают в коррекционной педагогике. Кроме того, сейчас обучиться данной методике стало возможным и педагогам, и родителям, которые заинтересованы в коррекции поведенческих особенностей.

Техника предложенной терапии помогает:

  • освоить важные социальные навыки и адаптации:
  • смотреть на собеседника, слушать его, а также понимать и воспроизводить;
  • усваивать новую информацию;
  • pазвивать память;
  • улучшать концентрацию внимания;
  • комплексно и продуктивно работать с поведенческими особенностями ребенка и их коррекцией;
  • понять причины определенных действий ребенка и разобраться в факторах, вызывающих такое поведение;
  • разработать эффективную коррекционную и обучающую программу в зависимости от возраста ребенка и его возможностей.

Особенность методики заключается еще и в том, что обучение может проводиться индивидуально или в группах, в домашних условиях или в специальных школах. Это позволяет максимально эффективно найти подход к каждому ребенку.

Основные принципы АВА-терапии

Поведенческий анализ предполагает определенные принципы, которые включены в работу АВА-терапии. Благодаря этим принципам выявляются причинно-следственные поведенческие связи, которые позволяют корректировать желательные и нежелательные действия.

В методе АВА главный принцип лежит во взаимосвязи поведения и окружающей среды. Под средой понимаются физические и социальные составляющие, которые так или иначе влияют на смену поведения ребенка. Поведение, в свою очередь, подразумевает собой различные варианты действий и способностей. Влияние на факторы окружающей среды в качестве причины ведет к изменению поведения ребенка как следствие.

В этом заключается принцип работы АВА-терапии.

Направления методики АВА

АВА-терапия подразделяется на несколько направлений, отличающихся между собой подачей и процессом обучения.

  1. Составное обучение, или обучение отдельными блоками

    В основе этого направления лежит принцип практического повторения определенных базовых действий, из которых после отработки до автоматизма в последующем складывается более сложное поведение. Повторение одного и того же действия позволяет дополнительно формировать долгосрочную память

    Данное обучение имеет индивидуальную направленность и проходит с одним обучаемым. При отработке каждого действия обучающий дает подсказки и обеспечивает положительное подкрепление, если целевое поведение достигнуто. Это может быть похвала, мотивация жетонами или наклейками, определенное количество которых можно позже обменять на игрушку, и т.д.

  2. Случайное обучение

    К нему относятся программы для обучения в естественной среде ребенка. Основная направленность идет на природную индивидуальность малыша в привычной для него среде.

    В процессе обучения обучающий основывается на заинтересованности ребенка в определенной ситуации. Исходя из интереса малыша, терапевт строит обучение правильному поведению в конкретной задаче. Полученные таким образом в привычной среде навыки в дальнейшем переносятся в повседневность.

    В ходе случайного обучения естественные возможности используются для обучения ребенка речевым навыкам. При этом тему обучения также выбирает ребенок, подсознательно проявивший к ней инициативу и интерес.

  3. Вербальное направление

    Подобное обучение способствует развитию речи. Оно основывается на понимании значений слов в связи с их функциональностью. Алгоритм обучающих вопросов следующий: сначала спрашивается «что это?», а далее идет вопрос «для чего это?».

    Вербальное направление предусматривает индивидуальное обучение с одним ребенком.

  4. Терапевтическое направление

    В основе лежит наблюдение и анализ основных реакций ребенка во время обучения. Оценивается мотивация и заинтересованность, умение держать дисциплину, скорость реакции, инициативность, важные стимулы.

    Здесь среда обучения заранее тщательно подготавливается с целью стимуляции речевой работы и активного применения языка.

Кому подходит терапия по методу АВА

Несмотря на всю предполагаемую строгость АВА-программы, данная терапия подходит для детей различного возраста:

  • с бесконтрольным поведением;
  • с недостаточно развитой речью.
  • если малыш равнодушен к коммуникации;
  • с РАС;
  • с различными степенями и типами интеллектуальной недостаточности;
  • если ребенок не проявляет реакции на просьбы, запреты;

Как проходят занятия по методу АВА

Для грамотного построения и разработки обучающей программы требуется тщательная подготовка. Специалист по АВА-терапии определяет поведенческие особенности ребенка и устанавливает проблематику. Далее следует наблюдение за поведением ребенка, производится его анализ и оценка. Как результат вырабатывается конкретная и индивидуальная обучающая программа.

Занятия по АВА проходят ежедневно. При этом в работу включены несколько обучающих специалистов по разным направлениям. В течение 2 – 3 часов каждый из инструкторов последовательно занимается с ребенком. В день с малышом могут работать 2 – 3 специалиста, каждый из которых прорабатывает 5 – 6 программ. Вся работа по программам фиксируется в общий журнал, благодаря которому действия специалистов координируются в комплексе.

Длительность обучающей программы разрабатывается в каждом конкретном случае своя и зависит от потребностей и способностей ребенка. В среднем еженедельная АВА-программа включает в себя 20 часов. Минимальной считается возможной 6-часовая еженедельная программа.

Занятия могут проводиться дома или в учебном заведении, индивидуально или в группах. Обучающие группы формируются по 2 – 3 человека (маленькие) или по 5 человек и более (большие).

Отдельно оговаривается активное участие и вовлечение в обучающий процесс родителей ребенка. Воспитание должно строиться на базе поведенческих принципов программы, при этом требуется постоянная проработка и обобщение полученных навыков.

Следует сказать, что для дошкольников предусматривается желательное обучение в системе специального образования с нахождением малыша в группе одногодок. Это позволит избежать ограниченность домашней средой с невозможностью получения навыков социализации с другими людьми.