Общество с ограниченной ответственностью Консультативно-реабилитационный центр «СТУПЕНЬКИ»
Логопеды, дефектологи, дефектология… Все эти и другие понятия в последнее время становятся все больше на слуху. Давайте разбираться, что такое дефектология, зачем нужна она и те, кто ею занимается, то есть дефектологи.
Логопеды, дефектологи, дефектология… Все эти и другие понятия в последнее время становятся все больше на слуху. Давайте разбираться, что такое дефектология, зачем нужна она и те, кто ею занимается, то есть дефектологи.

Зачем нужен дефектолог

Дефектолог – это специалист, работающий с детьми, у которых наблюдаются особенности и нарушения в психофизическом развитии. Дефектолога еще определяют как коррекционного педагога.

В обязательном порядке помощь дефектолога необходима детям с определенными диагнозами:

  • задержка речи;
  • синдром дефицита внимания;
  • задержка психического развития;
  • детский аутизм в ранней стадии;
  • детский церебральный паралич, или ДЦП;
  • задержка в интеллектуальном и умственном развитии;
  • ринопалия (проблемы со слухом);
  • гиперактивность;
  • слабое зрение или его отсутствие.

Для начала проведения коррекционной работы каждый ребенок с проблемами развития проходит диагностику у дефектолога. Она заключается в следующих этапах:

  1. изучение анамнеза малыша;
  2. анализ информации о протекании беременности и родах матери;
  3. диагностика степени развития малыша по психическим показателям: поведение, речь и ее понимание, чтение, контактность с другим людьми, письмо, память и внимание, умение сосредоточиться, эмоциональная составляющая, интеллект;
  4. анализ воспитания в семье и определение, соответствует ли уровень развития ребенка его возрасту.

Только после детальной диагностики определяются показатели развития, которые нуждаются в работе и коррекции. На основании результатов индивидуально каждому ребенку составляется коррекционный план занятий с дефектологом и назначаются рекомендации для домашних занятий с родителями.

На основании определенного маршрута коррекционного развития, диагноза и особенностей ребенка дефектолог формирует основные направления в своей работе с ребенком:

  • знакомство с окружающим миром наряду с формированием и развитием речи;
  • формирование и обучение простейшим математическим понятиям о количестве, времени и пространстве;
  • дидактические игры, способствующие развитию умственных способностей ребенка и мелкой моторики;
  • обучение конструированию, благодаря которому осваивается пространство и свойства предметов, анализируется образец действий и формируется координация движений своего тела, в том числе и рук;
  • обучение игре, которая является важной составляющей в развитии ребенка, его социальной адаптации и проявлении личностных качеств.

Своевременное обращение к дефектологу является очень важным этапом в коррекционном развитии ребенка. Здесь время играет серьезное значение. Чем раньше будет организована коррекция, тем скорее развитие ребенка придет в возрастную норму и гармонию с остальными функциями организма. Это определит дальнейшее обучение ребенка и его достижения.