Общество с ограниченной ответственностью Консультативно-реабилитационный центр «СТУПЕНЬКИ»
Расстройства аутистического спектра (РАС), или аутизм, представляют собой обширную группу патологий в развитии психического характера. Они отражаются на способности ребенка к социальной адаптации, общению, поведению среди людей и т.д. Для таких детей также характерна стереотипность поведения, которая заключается в многократных повторениях одних и тех же действий. К сожалению, подобные расстройства чаще всего сопровождают ребенка всю жизнь.
Расстройства аутистического спектра (РАС), или аутизм, представляют собой обширную группу патологий в развитии психического характера. Они отражаются на способности ребенка к социальной адаптации, общению, поведению среди людей и т.д. Для таких детей также характерна стереотипность поведения, которая заключается в многократных повторениях одних и тех же действий. К сожалению, подобные расстройства чаще всего сопровождают ребенка всю жизнь.

Симптоматику РАС разделяют на две группы:

  1. социальная коммуникация. К ней относят неспособность говорить самому или понимать других людей, безразличие к общению;
  2. повторяющиеся действия или их ограниченность.  В эту группу входят такие симптомы:
  • ограниченность интересов;
  • движения тела, много раз повторяющиеся: качания, хлопки и т.д.;
  • определение ребенком конкретной последовательности действий, при нарушении порядка которых ребенок расстраивается;
  • чрезмерно чуткое либо притупленное обоняние, осязание и слух.

Чаще всего определенные симптомы проявляются в возрасте 2 – 3 лет, когда ребенок начинает осваивать общество и социализацию. Но иногда не удается диагностировать РАС в таком возрасте, так как подобные симптомы могут возникать и у здоровых детей в условиях стресса, тревоги, депрессии. Как следствие, заболевание может быть обнаружено уже во взрослом возрасте.

Причины, приводящие к РАС

На сегодняшний день не существует единого подтвержденного положения о причинах возникновения РАС. Ученые выдвигают лишь предположения, основу которых составляет наследственная предрасположенность и факторы окружающей среды.

1. Генетическая предрасположенность

Зависимость от наследственности составляет от 64 до 91%, при этом точный механизм проявления наследственных РАС неизвестен. Судя по проведенному мониторингу, риск развития аутизма у детей от родителей с РАС зависит от того, какие условия создались для зародыша. Если дети – однояйцевые близнецы, то риск проявления у них РАС выше, чем у разнояйцевых. В то же время просто родные братья и сестры подвержены РАС значительно меньше, чем разнояйцевые близнецы.

2. Нарушение развития ЦНС

В этом случае аутизм проявляется как следствие нарушения развития мозга во внутриутробном раннем развитии плода.

3. Влияние внешних факторов

Под внешними факторами подразумеваются внутриутробные инфекции, химическое и другое агрессивное влияние на материнский организм на этапе беременности, родовые травмы, последствия приема медицинских препаратов, промышленные токсические вещества и др.

Несмотря на то, что некоторые гипотезы определены, их влияние на проявление РАС у детей пока еще не доказано научно.

Помимо основных предположений выделяется еще ряд факторов, которые могут повысить риск РАС:

  • половая принадлежность ребенка. РАС у мальчиков отмечаются в 4 раза чаще, чем у девочек;
  • срок появления на свет. Недоношенные дети, рожденные раньше 26 недели, более подвержены проявлению РАС;
  • история семьи. Если в семье отмечались случаи РАС, будь то родные члены семьи или двоюродные, вероятность диагностирования аутизма у ребенка повышается. При этом чем ближе родство, тем она выше;
  • наличие определенных заболеваний (туберкулезный склероз, синдром Ретта);
  • возраст родителей. Риск проявления РАС у ребенка повышается, если возраст его биологического отца больше 50 лет, а мать забеременела, будучи подростком, или в возрасте старше 35 – 40 лет.

Особенности детей с диагнозом РАС

Для максимально раннего выявления РАС родителям необходимо внимательно наблюдать за поведением своего малыша. Странные признаки чаще всего могут отмечаться у малышей до 3 лет. 

1. Нарушения речи

Они могут начать отмечаться родителями уже с раннего возраста, когда ребенок в норме своего развития гулит, проговаривает легкие слоги и лепечет. После года странности могут проявляться в неиспользовании речи для общения с близкими, игнорировании своего имени и т.д. В более старшем возрасте отмечаются нарушения в словарном запасе, повтор непонятных слов с эффектом эхо и т.д. Иногда отмечается потеря ранее приобретенных речевых навыков.

2. Проблемы в общении, отсутствие эмоций при контакте с другими людьми

Ребенок избегает всяческого контакта, будь то просто зрительный или тактильный. Он часто уединяется, не выражает своих и не признает чужих эмоций, не сосредотачивается на определенном действии, у них отсутствует чувство сострадания и сопереживания.

3. Нарушение исследовательского поведения

Дети с РАС не проявляют интереса к окружающему миру, предметам и их назначениям, обстановке вокруг них, игрушкам и т.д. Поэтому часто они используют предметы по-своему, без настоящего понятия об их функциях.

4. Нарушения пищевого поведения

Малыш с РАС неадекватно ведет себя по отношению к еде: чересчур избирательный, брезгливый, может обнюхивать еду, может пытаться съесть что-то несъедобное.

5. Нарушение поведения самосохранения

Часто у детей, страдающих аутизмом, присутствует множество страхов, убегая от которых малыш может попасть в опасную лично для себя ситуацию. Наряду со страхами опасность может вызвать полное игнорирование потенциальных угроз для здоровья и жизни самого ребенка. Малыш может бездумно перебегать дорогу, залазить на высоту, играть с опасными предметами и др.

6. Нарушение моторики

У детей с РАС заметно выделяются нарушения координации, отмечается неловкая ходьба, неспособность повторять определенные действия и подражать другим людям. Навыки самообслуживания такими детьми осваиваются с серьезным трудом.

7. Нарушения восприятия

Дети-аутисты некорректно ориентируются в пространстве, испытывают сложности в комплексной оценку окружающей обстановки, искажают представление о предмете.

8. Сложности в концентрации внимания, сосредоточении 

Дети с РАС весьма неусидчивы, не могут на продолжительное время сконцентрироваться на конкретной задаче и действии, проявляют импульсивность.

9. Плохая память

Наряду с общими сложностями в запоминании у особенных детей может отмечаться прекрасное запоминание того, что важно для них самих. Это может быть какое-то удовольствие или испуг. Об этом дети с РАС могут помнить очень долго.

10. Особенности мышления

У детей с диагнозом аутизма возникают серьезные осложнения в обучаемости. Даже если удается получить новый навык, то особенным детям сложно его применять в нестандартной ситуации, понять и применить причинно-следственные связи, выстроить последовательность мышления и логику.

11. Поведенческие проблемы

В обыденном поведении у детей с РАС также отмечаются сложности. У них проявляется негативизм, который может сопровождаться с истерикой, агрессией. Большая сложность заключается в страхах таких детей. Часто они не способны их объяснить, чтобы взрослый смог оказать помощь их преодолеть. Страхи же могут иметь совершенно различную почву, а их проявление может спровоцировать неадекватное агрессивное поведение ребенка вплоть до причинения вреда самому себе.

Диагностика РАС

Очень важно заметить подозрение на РАС и провести диагностику как можно раньше, так как в первые 3 года жизни нейронные связи в мозге остаются максимально податливыми и способными реагировать на терапию.

Поводом для обращения к врачу могут послужить нарушения и симптомы, которые были описаны выше. 

Диагностика аутизма строится на основных этапах:

  1. осмотр ребенка врачами узкой специальности: психиатром, неврологом, психологом;
  2. наблюдение за малышом с одновременным заполнением «Оценочной шкалы аутизма», с помощью которой конкретизируется степень заболевания;
  3. личная беседа врачей с родителями;
  4. заполнение родителями специальной формы-опросника.

 

Коррекция РАС

 

К сожалению, РАС не поддаются лечению. Их проявления можно только скорректировать и смягчить. Коррекция сводится к тому, чтобы достичь результата, при котором ребенок может комфортно общаться в обществе, проявлять самостоятельность и получать новые знания и навыки.

Для каждого случая РАС подбирается индивидуальная программа коррекции.

Выделяют следующие виды коррекционного лечения:

  1. АВА терапия (обучающая комплексная программа, которая базируется на поведенческих принципах и способах обучения).
  2. нейропсихологическое (представляет собой целый комплекс занятий, направленных на развитие и коррекцию коммуникативной сферы ребенка);
  3. психологическое;
  4. психосоциальная терапия (занятия с ребенком по формированию личностных ресурсов, которые необходимы в социальной адаптации);
  5. логопедическое (формирует словарный запас, выявляет и развивает слух и слуховое внимание);
  6. работа с окружением малыша (направлена на нейтрализацию эмоциональной напряженности у родственников, вызванной диагностированием заболевания);
  7. медикаментозное (назначается в зависимости от признаков проявления РАС);

 

Какой бы не была степень тяжести РАС, родителям следует помнить, что особенные дети также имеют все права на нормальное развитие и жизнь. Поэтому стоит приложить максимум усилий вместе с врачами и их рекомендациями, чтобы дать ребенку шанс не только почувствовать нормальное детство, но и максимально адаптироваться к взрослой социальной жизни.